Психологические особенности детей от 1 года до 2 лет

Дети второго года жизни (от 1 года до 2 лет) значительно отличаются от младенцев до 1 года. В чем же главные отличия и особенности этого возраста?

9432

Прошел один год с тех пор, как каждая сидящая здесь мама принесла из роддома своего малыша. Для каждой из вас, наверное, этот год был нелегкий – бессонные ночи, сцеживание молока, прорезывание зубов ваших малышей, тревоги и беспокойства. Но в тоже время каждая из Вас периодически ощущала радость – малыш первый раз улыбнулся, стал реагировать на игрушки, отличать маму от всех остальных, лепечет, стал переворачиваться со спинки на живот, начал ползать, повторяет слоги, а вот уже встал на ноги и сделал первые шаг, сказал первое слово. Все это было у каждой из Вас.

Пошел второй год. Что же интересного можно наблюдать у детей этого возраста?

160126094940

Во-первых, дети совершенствуются в ходьбе – учатся держать равновесие и уметь передвигаться, что дается им не без труда.

Умение ходить изменяет малыша – маленькое  и полностью зависящее от нас существо постепенно становится подвижной, активной и невероятно занятой личностью, способной самостоятельно двигаться и рассматривать все, что его интересует, способной ежедневно делать много «открытий». Благодаря умению ходить малыш начнет осознавать, что он может управлять своим телом, о чем совсем недавно еще не подозревал.

Таким образом, вторая особенность этого возраста – ребенок получает определенную физическую независимость.

1331038091_665f22edacd62a16fe6b5cd25c2e24deТретья особенность заключается в том, что у детей этого возраста начинается новый этап в освоении вещей – они начинают понимать функциональное их назначение (для чего эта вещь?) и учатся с ними действовать. До 1 года дети просто производят разные манипуляции с предметами – кидают, складывают, выкладывают и другое. После года начинают употреблять предметы по их прямому назначению – ложка, чтобы кушать; щетка, чистить зубы; лопаткой набирать снег, песочек, землю; а ведром – воду.

Таким образом, четвертая особенность – формирование мышления, которое носит наглядно-действенный характер. Мышление тесно связано с речью.

Пятая особенность этого возраста – овладение речью. С 1г. 6 мес. начинается благоприятный период для очень быстрого овладения речью. Если до 1 года дети отрабатывают произношение звуков, накапливают пассивный словарный запас (много понимают, но не говорят) – норма – 15 слов; то к 1г. 6мес. – до 100 слов – увеличивается словарный запас и активность речи, а к концу второго года словарный запас возрастает до 300 слов.

Известный психотерапевт В. И. Гарбузов сказал: « Первые слова в одно и тоже время произносит и будущий гений, и умственно отсталый, а вот первую фразу из двух слов в полтора года и тем более одну фразу их трех-четырех слов к двум годам построит только ребенок умственно сохранный, интеллектуально полноценный».

oral-care-kids-242x242Шестая особенность – формирование различных бытовых навыков, в том числе приучение к самостоятельному выполнению гигиенических умений: мытье рук, чистка зубов, одевание и раздевание, аккуратность во время еды, пользование ложкой, горшком, складывание своих вещей, уборка в комнате.

Вот эти главные 6 особенностей данного возрастного периода дают нам, родителям, ощущение, что наши дети растут, двигаются вперед и успешно развиваются!

Психолог детский, семейный Абушаева Н.Г.