Кризис 3-х лет

Ребенок в период с 1 до 3 лет учится очень многому – ходить, разговаривать, активно познавать окружающий мир. Мы, взрослые, ему в этом помогаем. Но с 2,5 – 3 лет с ребенком начинают происходить изменения – из ласкового и покладистого он превращается в строптивое и деспотичное существо. То есть, наступает «кризис 3-х летнего возраста». Давайте постараемся  понять, что происходит в этот период с нашим ребенком, опираясь на книгу известного психолога Л.С. Выготского «Вопросы детской психологии».

03_nevrol

Лев Семенович Выготский в своей книге указывает на семизвездие основных симптомов кризиса 3 лет:

1.     негативизм — ребенок перестает делать то, что Вы просите не потому, что он не хочет делать это, а потому, что именно Вы (как взрослый) его об этом просите. Например, авторитарный взрослый говорит: «Это платье – черное». А ребенок в ответ: «Нет, оно белое». А когда говорят: «Оно – белое». В ответ: «Оно – черное». Здесь проявляется социальная тенденция — негативизм направлен против взрослого, который побуждает сейчас ребенка к тому или иному действию.

2.     упрямство — малыш начинает настаивать на своем, не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он этого потребовал. Например: ребенка зовут со двора домой, но он отказывается. Ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался раннее, он и не идет. Мотив упрямства – ребенок связан своим первоначальным решением. Здесь проявляется тенденция личностного отношения к самому себе.

3.     строптивость — выражается в детском недовольстве «да, ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают  и что делают. Здесь – тенденция  направлена против образа жизни, против норм воспитания, установленных и сложившихся для ребенка до 3 лет.

4.     своеволие — ребенок стремится к самостоятельности, он все хочет делать сам.

5.     протест-бунт – «война» со взрослыми, когда конфликты в семье становятся регулярными.

6.     деспотизм – малыш достаточно жестоко и деспотично проявляет над всеми свою власть, диктуя, что он будет есть, что не будет, что он оденет, а что не оденет, можно маме уйти из дома или нет. То есть, ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. Ревность, когда есть другие дети в семье, — это та же тенденция к господству, деспотизму и власти.

7.     обесценивание – ребенок трех лет перестает интересоваться тем, что было привычно и интересно раньше, чем дорожил малыш до кризиса трех лет (например, начинает ругаться).

Таким образом, кризис 3-х лет – это бунт и протест ребенка против авторитарного воспитания и взрослого, предлагающего опеку, образ жизни и нормы поведения, установленные на протяжении первых трех лет, и требующего самостоятельности. А кризис (внутреннее изменение личности ребенка) происходит в результате перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих его людей. А нам, взрослым, родителям, нужно понять и принять, что кризис 3-х летнего возраста – это нормальное явление в развитии и становлении личности ребенка.

Психолог детский, семейный Абушаева Н.Г.