Психологические особенности детей 2-3 года жизни

e724ace18b11b2f27a9532c8113b68be

Наши любимые дети в 2 года начинают посещать детский сад. Что же нового происходит в развитии в данный период жизни ребенка? На какие психологические и физические особенности наших деток нам нужно обратить внимание, чтобы комфортнее проходил процесс взаимодействия взрослого и ребенка? Обратимся к книге известного психолога Л.Г. Выготского «Вопросы детской психологии» и выделим основные особенности данного периода жизни.

 Первая особенность – совершенствуется психическая сфера:

повышается работоспособность нервной системы

увеличивается выносливость

удлиняется активное бодрствование до 6-7часов в сутки

ребенок уже может сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно

он становится более терпеливым и может дольше заниматься одним делом без отвлечений

теперь ему трудно быстро переключиться с одного вида деятельности на другой

Вторая особенность – совершенствование тонкой моторики:

что позволяет ребенку самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться, рисовать карандашом, застегивать и расстегивать пуговицы, аккуратно есть и пользоваться столовыми приборами

Третья особенность – речь становится основным средством общения, как средство понимания окружающих (не только взрослых, но и с детей). Речь выступает в функции сообщения, выступает как деятельность, связанная с людьми в форме диалога.

словарный запас к 3 годам достигает 1200-1300 слов – ребенок овладевает всем звуковым багажом

ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно

звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами

характерной особенностью речи является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Во время этого проговаривания ребенок неосознанно тренирует речевую функцию, обогащает словарный запас.

Четвертая особенность – возраст до 3 лет является возрастом возникновения устойчивого, независимо от внешних положений, осмысленного восприятия:

ребенок начинает задавать вопросы: «Что это?» Кто это?» — это период осмысления, осознания окружающей действительности

слово для ребенка есть обозначение либо самого предмета, либо свойства предмета, которое от него трудно отделить. Вот почему с этого возраста, на 3-ем году, возникают детские словообразования, которые являются искажениями слов. Это происходит не потому, что ребенку трудно произнести, повторить слово, а потому, что слова так им осмысливаются. Например: мазелин (вместо вазелин), так как его надо «мазать».

Пятая особенность – совершенствование наглядно-действенного (практического) мышления:

в этот период ребенок говорит, и с ним говорят по поводу того, что он видит; стоя перед вещами, он их номинирует, и здесь выступает связь их с предметной отнесенностью.

Шестая особенность – основной развивающий вид деятельности – игра с внесением элементов воображения в ситуацию (постепенно – ролевая – это показатель новой ступеньки в умственном развитии малыша).

Седьмая особенность — от 1 года до 3 лет – период социализации – присвоение личностью общественного опыта:

ребенок усваивает способы поведения, принятые в обществе (в семье и в детском саду, то есть в ближайшем окружении)

ребенку нужно объяснять правила поведения, да и он сам стремится быть хорошим и во всем походить на нас, взрослых.

— к 3 годам ребенок забывает выражение «Саша сам!», а переходит к более совершенной — «я сам!», то есть чувствует возможность самостоятельности и независимости и вполне осознанно заявляет, что он — личность. Здесь очень важна позиция родителей и воспитателей – ребенку надо дать разумную самостоятельность, которая не будет угрожать здоровью и жизни ребенка и др. людей. Есть несколько позиций: бесконтрольность, гиперопека и «золотая середина». Важно научиться балансировать в рамках этой «золотой середины».

Таким образом, центральным новообразованием раннего возраста является возникновение сознания, которое возникает вместе с речью, то есть тогда, когда для ребенка начинают осмысляться в речи предметы и собственная его деятельность, когда возможно уже сознательное общение с другими.

Психолог детский, семейный Абушаева Н.Г.